Поиск по сайту


       



ЭЛЬ Греко прозвище Доменико Теотокопули El Greco Domenikos Theotokopoulos dit

1541, Крит - 1614, Толедо
ЭЛЬ Греко прозвище Доменико Теотокопули El Greco Domenikos Theotokopoulos dit



ЭЛЬ ГРЕКО

прозвище Доменико Теотокопули El Greco, Domenikos Theotokopoulos, dit (1541, Крит - 1614, Толедо) испанский художник греческого происхождения О ранней, критской биографии Эль Греко и годах его обучения в Венеции известно очень мало. Согласно документам, недавно опубликованным в Греции, он родился в столице Королевства Кандии (как называли Крит венецианцы) в католическое семье мелких буржуа (сборщиков налогов, таможенников); его старший брат Мануссос, изгнанный за растрату, позже приедет к художнику в Толедо, где окончит жизнь самоубийством. В 1566 Эль Греко упоминается на Крите как учитель живописи. Итальянский период. Когда и как долго он работал в Венеции, не известно. Во всяком случае, его пребывание здесь было более кратким, чем это первоначально считалось. В 1570 он едет в Рим: <молодого кандийца, ученика Тициана> хорватский миниатюрист Джулио Кловио рекомендовал кардиналу Алессандро Фарнезе; Эль Греко упоминается также в списках Академии св. Луки. В среде гуманистов, посещавших библиотеку палаццо Фарнезе, он познакомился с представителями испанского духовенства, в частности, с Педро Чаконом, каноником собора в Толедо. Строительство больших монастырей и Эскориала, конечно же, привлекли Эль Греко к могущественной Испании. Весной 1577 он переезжает в Толедо, где и остается до самой смерти. Итальянский период художника, бывший долгое время в забвении, в течение последнего полувека привлекает особое внимание исследователей; многочисленные картины, отмеченные византийским и венецианским влиянием, сегодня приписываются Эль Греко. Правда, все эти атрибуции небесспорны, даже полиптих из Модены (пинакотека Эстенсе), подписанный <Доменикос>, где преобладают византийские черты, и картина с изображением <Стигматизации св. Франциска> (Женева, частное собрание, и Неаполь, Каподимонте), в которой по венецианской традиции большое место отведено пейзажу, но которая исполнена в нервной, беспокойной манере. В произведениях, чисто венецианских по стилю ( <Исцеление слепого>, Парма, Нац. гал., Дрезден, Картинная гал.; <Изгнание торгующих из храма>, Вашингтон, Нац. гал.), концепция пространства идет от Тинторетто, а колористическое богатствоот палитры Тициана. Здесь Эль Греко обнаруживает хорошее знание перспективы и проявляет несомненное мастерство в траковке архитектурных задников и движущейся толпы. Вероятно, наиболее характерно для этого периода - <Благовещение> (около 1575, Мадрид, Прадо), написанное в венецианской гамме. В меньшей степени в картинах Эль Греко отразилось его пребывание в Риме; античные реминисценции, влияние Микеланджело и маньеристов чувствуется в двух картинах с изображением <Пьеты> (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона, и НьюЙорк, Испанское общество), а также в некоторых других произведениях, где использованы мотивы <Геракла Фарнезе> и <Лаокоона>. Эти работы, во многом, исполнены еще под сильным влиянием Тициана. В <Мальчике, раздувающем лучину> (около 1570, Неаполь, Каподимонте), апеллирующем к <Рождеству> Тициана (Флоренция, палаццо Питти) он впервые

Дата публикации: 6-6-2010
Прочитано: 1249 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4[>]