Поиск по сайту


       



Энгр Жан Огюст Доминик Ingres Jean Augusts Dominique

1780, Монтобан - 1867, Париж
и национальной историей, Данте и Оссианом, итальянскими и нидерландскими <примитивами> и вазами греческой архаики, а кроме того, и формами постклассического искусстваэллинизмом или тосканским маньеризмом XVI в. Чтобы придать своим работам большую историческую точность, он штудировал и копировал гравюры или слепки. Стилистическая разнородность произведений, которые он использовал в качестве моделей, неизбежно приводила к противоречию: точность деталей вредит правдивости целого. Но на основе такого плагиата Энгр создал сугубо индивидуальный и единый стиль, архаизированный и нонконформистский в первый период, и более степенный и классическийво второй. Энгр отнюдь не пренебрегал работой с натуры: всем его картинам предшествовали наброски и этюды (их количество иногда исчислялось сотнями) с живой модели, которую он часто заставлял позировать в позах статуй или фигур, изображенных на вдохновлявших его картинах. Он с упорством искал верное движение, но предпочитал неподвижность, позы длительного отдыха. Он рекомендовал своим ученикам следовать правде, <наивности> - не для пассивного воспроизведения реальности, но для освобождения и утверждения индивидуального характера модели, обнаженной фигуры или портрета. Здесь появляется стилизация, которая есть выбор, акцентирование характера, вынужденное преувеличение; отсюда те <деформации> (шея Фетиды или Франчески, три <дополнительных> позвонка у <Большой Одалиски>), в которых Энгра упрекала критика того времени, видя в них <ошибки>, и которые придают его формам экспрессию, в ущерб анатомии и природному сходству. Он растягивает пропорции, ищет волнистые изгибы, арабески контуров. Он предпочитает полные, округлые формы, лишенные всяких деталей: <Нужно лепить округлость, - говорит он, - и обходиться без кажущихся деталей>. Эта лепка не содержит ярко выраженных тени или света, а лишь едва различимые полутона. Стилизация снаружи, контурами, подводит Энгра к своеобразному геометризму: вот почему его отвергли некоторые художественные направления XIX в. Благодаря своей дерзости и своим <странностям> он иногда находит расположение в глазах Бодлера, который, впрочем, предпочитает Делакруаколориста и поэта. В самом деле, Энгр, прежде всего, рисовальщик. Делакруа строит все на цвете; цвет у Энгра кажется, наоборот, лишь наполняет рисунок. Но цвет у Энгра не всегда несогласованный и неприятный, как об этом любят говорить; в этом смысле, такие его произведения, как портреты <Мадам Сенонн>, <Ф. М. Гране>, <Графини д'0ссонвиль> и <Купальщица Вальпинсона>, - являются шедеврами. Хотя во второй период в творчестве Энгра появляется некоторая степенность и возврат к более традиционному классицизму, основные черты его стиля сохраняются. Его неприязнь к Школе изящных искусств объясняется не только непониманием его ранних работ со стороны Академии и пережитыми им унижениями, но и гораздо глубжепостоянной оппозицией Энгра неоклассической доктрине <прекрасного идеала>, унаследованной от Винкельманна и Давида и несовместимой с его личным стремлением к экспрессивной передаче индивидуального характера. И хотя карьера Энгра была официальной (принятый в 1825 в Академию художеств, он стал вскоре одним

Дата публикации: 17-8-2010
Прочитано: 1555 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4  | 5[>]