Поиск по сайту


       



Плафоны И Своды

Мы рассмотрим здесь не только орнаментальную, но и фигуративную живопись.
классическую тенденцию, которая проявится у мастеров болонской школы Гвидо Рени и Доменикино. С 1622 в Риме и в других центрах итальянской живописи преобладает более близкая к барокко тенденция. На смену равновесию Карраччи, Рени и Доменикино приходит динамизм. Плоскости почти не разделены на компартименты. Квадратура теперь не изолирует сцены друг от друга, но служит основой для фигуративной композиции и создает эффект движения вверх. Изображение земли занимает все меньше места, предпочтение отдается сценам с летящими фигурами. В качестве сюжетов избираются сцены триумфов, светских или священных. Задача художника состоит теперь не в том, чтобы подчеркнуть структуру свода, а чтобы завуалировать ее. Иллюзионизм здесь достигает своей вершины. Решительный поворот в развитии росписей сводов и плафонов связан с фреской <Триумф божественного Провидения> в главном зале Палаццо Барберини в Риме, исполненной Пьетро да Кортона в 1633-1639. В Залах Планет в Палаццо Питти во Флоренции Пьетро да Кортона вернулся к членению плоскости с помощью стукко, сделав это в новом духе, соединив скульптуру и живопись. Бачичча, написав <Поклонение имени Иисуса> в ц. иль Джезу в Риме (1674-1679), произвел целую революцию, соединив барочную тенденцию римской школы с иллюзионизмом. Композиция разворачивается в удлиненной и закругленной с двух сторон раме (эта форма станет наиболее популярной в Риме), но летящие фигуры словно вырываются из нее, смешиваясь со стукковыми фигурами. Кажется, что свод действительно открывается в небо, а фигуры, изображенные на нем и становящиеся все меньше по мере удаления, вовлечены в водоворот света и красок. Но подлинный триумф барокко связан с именем Андреа Поццо. В своих гармоничных ансамблях он соединил квадратуру с ее <обманками> и небесное пространство, которому Петро да Кортона и Бачичча придали глубину. Поццо изображает ложные архитектурные мотивы с прекрасным знанием перспективы и придаст изображению динамизм, увлекающий зрителя в воображаемый мир. В плафоне ц. СантИньяцио ди Лойола в Риме (1691-1694) Поццо довел иллюзию пространства до совершенства. Картины, исполненные Поццо в Вене после 1703, получили большое признание в Германии. Наряду с иллюзионизмом в Риме развивается и классическая тенденция. У ее истоков стоит Карло Маратта, среди работ которого была и роспись в Палаццо Альтьери (1674). За пределами Рима преобладающим был <открытый> тип росписи, например, в творчестве Луки Джордано, уроженца Неаполя, но работавшего в других городах. Джордано проявил себя в полной мере во Флоренции, расписав в новом духе свод галереи Палаццо МедичиРиккарди. Без помощи квадратуры глубина пространства достигается только живописными средствами. После Джордано главой неаполитанского барокко стал Франческо Солимена, продолживший <открытую> традицию, но уже без смелости своего предшественника ( <Триумф веры>, 1709, Неаполь, сакристия СанДоме- нико Маджоре). Барокко и классицизм во Флаццрии, Франции и Англии. В росписи плафонов и сводов европейская живопись

Дата публикации: 29-7-2010
Прочитано: 1718 раз
-  5  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 |  5  | 6 | 7 | 8[>]