Поиск по сайту


       



Романская Живопись

География и хронология.
связывался с Апокалипсисом. Так, тетраморф, животное в четырех формах, которое у иудеев охраняло двери дворца во время их месопотамского бегства, в христианстве был разделен на четыре знака и стал символом евангелистов, а возможно, он имеет и еще более таинственное значениечетырех фаз жизни Христа. Но главное в Библииэто воспоминания о греческой культуре. Андре Грабар настаивает на раннехристианских истоках романской стенной живописи. <Мадонна> в хоре ц. НотрДам-лаГранд в Пуатье, в ц. СентИлэр в Пуатье, в ц. СенСавен или фигуры отцов церкви и знаменитые <Всадники>, среди которых есть и Константин, колонны из искусственного мрамора в ц. СенСавен и в ц. СентИлэр - все это живо напоминает раннехристианское искусство. В этом выражено торжество христианства, а также таинственность восточной религии. Этот синкретизм и сегодня можно прочесть на стенах французских романских церквей. Но новая цивилизация как в Византии, так и на Западе заставила это двойное наследство приносить свои плоды. В Византии основным качеством стал сакральный характер религии. С этой точки зрения нужно помнить мозаики Равенны и, чуть позже, Сицилии. Все в них кажется обрядовым, церемониальным и иерархическим. Правила иконографии приобретают все большую силу, распространяются на восток и юговосток Европы и оказывают глубокое влияние на запад. Процессии апостолов, триады ангелов, венцы, драгоценности, одеяния из прекрасных тканейэто целый дворцовый мир, символизирующий собой земной образ святого мира. Но византийское влияние этим не заканчивается: восточная теология становится основой абсолютных правил. Живописный иллюзионизм полностью исчез: здесь нет дальних планов, а персонажи напряженно вытянуты во фронт, иногда повернув головы к зрителю. Этой типологии, однако, противоречит серия антикизирующих <возрождений>, например, в период правления македонских императоров (X в.), когда были созданы большие мозаики в Чефалу и Палермо. От византийской иконографии Запад сохраняет некоторую ностальгию о больших иконографических композициях, развернутых иерархично и торжественно, почти незыблемо, а также об изображении теологических сцен, например <Деисуса>, объединяющего вокруг Христа св. Иоанна и Марию, свидетелей Голгофы, и архангелов, возглавляемых Михаилом. И даже расположение сцен подчинено восточной модели; так, мозаика в Торчелло близ Венеции и <Страшный суд> в ц. в Понсе, на берегах французской Луары, помещенысогласно византийскому ритуалуна внутренней стороне западного фасада. Каролингский Запад имел, конечно, сильное влияние на эволюцию стенной живописи. Разумеется, как уже говорилось, звенья цепи часто отсутствуют и часто сравнение делается по аналогии. Однако кажется возможным, что большие скриптории IX в. имели определенное стилистическое воздействие: в качестве примера часто приводят Утрехтскую Псалтырь, связанную с реймской мастерской. К. Дюпра посвятил часть своего исследования о романской живописи во Франции и Западной Европе распространению

Дата публикации: 10-6-2010
Прочитано: 2908 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10[>]