Поиск по сайту


       



Романская Живопись

География и хронология.
XI в. позволяют нам определить основные иконографические темы романской стенной живописи. На главное место помещены сцены из Ветхого и Нового Завета, путь человечества от дня творения до грехопадения и так далее, а также детство Христа и его житие, однако Страсти Христовы не приобрели еще патетический характер, который появится в конце Средних веков. Часто погрудные изображения святых, мучеников, пророков и отцов церкви помещаются на угловых камнях. В ансамбль росписей включаются и жития святых, часто рядом с алтарем. Первыми примерами теофанического видения были мозаики в апсидах римских базалик IV-V вв. Это видение имело множество самых разных выражений, о чем свидетельствуют три композиции из капеллы СенЖиль в Монтуаре, но две темыконец света и торжество божественного величиявсегда были едины. Вокруг них разворачивались впечатляющие процессии апостолов и святых. Иногда сцены дополнялись знаками зодиака и месяцев, а также изображением битвы порока и добродетели. Надпись из Кнехтстедена (Вестфалия) напоминает нам смысл этого большого финального образа: ( <Здесь изображены образ и величие Христа, благодаря которому спасен мир>). Стили и влияния: проблема классификации. На протяжении почти ста лет одной из основных забот искусствоведов является стремление выявить принципы классификации романской живописи и в конечном счете определить ее стили. В то же время глубокое знание материала привело к исследованию влияний и обменов, иногда очень неожиданных. В этом случае часто говорят о другом романском искусствеминиатюре, мобильный характер которой очевиден. Прежде чем изучить несколько аспектов проблемы классификации, необходимо подчеркнуть глубокое единство романской стенной живописи. Оно возникло из одной концепции художественного творчества. Романский живописец жил в видимом мире. Поэтому его задачей было создать другую реальность. Помимо того, что он видел, он должен был изображать то, что знает. Идея перспективылишь аберрация, создающая иллюзию для нашего восприятия. Так и жест является выражением, а не правдоподобием: вытянутые тела и нитевидные руки проступают из схематичных драпировок. Однако чтобы достичь правдивости, необходимо вызвать в памяти соответствующий кадр, этого будет достаточно для того, что Меримо точно назвал <графическими объяснениями>. Декор сводится к знакам: земля и небо превращаются в цветные полосы, деревья схематизированы, мир изображен в виде диска, прозрачное мореволнистыми чертами, почвапарал- лельными бороздками; традиционные принципы стенной живописи здесь лишь намечены: ноги могут выходить за рамки композиции. Вокруг этой концепции образа строится единство романского искусства. Способы выражения могут иметь различную тональность, но повсюду применяется эстетика сверхчувствительности, которая будет теоретически сформулирована в XII в., в частности школой Шартра. Таким образом, именно это единство позволяет дать окончательное определение романской живописи. Но помимо своеобразных стилей и школ, романская стенная живопись

Дата публикации: 10-6-2010
Прочитано: 2912 раз
-  5  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 |  5  | 6 | 7 | 8 | 9 | 10[>]