Поиск по сайту


       



Фреска

Стенная живопись земляными красками, стойкими к извести и воде
углем или синопией. Этот метод позволял создавать более сложные и индивидуализированные формы. Так созданы многие произведения Уччелло, Пьеро делла Франчески и Кастаньо (сохранились и их синопии). Другим новым способом перенесения рисунка с эскиза на стену стало тиснение. Художник делал подготовительный рисунок на так называемом <картоне> (листе достаточно тонкой бумаги), который затем накладывал на еще влажную поверхность оштукатуренной стены и <отпечатывал> специальной иглой по линиям рисунка. Вот как этот метод описывает Вазари: <Когда же картоны эти применяются для работы фреской на стене, каждый день от них отрезают по куску, который приклепляют к стене, свежеоштукатуренной и тщательно отглаженной. Этот кусок картона помещают на то место, где должна быть фигура, и там его намечают, чтобы, когда на другой день пожелают поместить другой кусок, можно было бы точно определить его место во избежание ошибок. Затем железом отжимают очертания названного куска по известковой штукатурке, на которой, так как она сырая, остаются следы через бумагу, - таким образом она и размечается>. Но несмотря на появление этих двух способовспольверо и тиснениесинопия использовалась вплоть до XVI в., поскольку лишь она позволяла художнику видеть общую композицию. Так, синопии были открыты под фресками Корреджо, Понтормо и Алессандро Аллори. В XV в. появляется и еще один способ перенесения рисунка на стену, который постепенно вытеснил все остальные: сетка-. Описание этого способа, восходящего к античности, появилось в трактате о живописи Альберти, который претендовал на роль ее, сетки, изобретателя. Сетка позволяла увеличивать изображение. Отпечатанная в штукатурке сетка была обнаружена под фигурой Мадонны во фреске Мазаччо <Троица> в ц. СантаМария Новелла, в той части, где помещался лик Мадонны она была сжата больше, чем в одеждах. Это открытие позволяет предположить, что сетка стала использоваться еще до штудий Брунеллески. Сетка у Альберти - это пересечение параллельных нитей, расположенная таким образом, чтобы каждая часть предмета занимала место в квадрате и чтобы ее было возможно перенести на бумагу и увеличить. Сетка значительно облегчает художнику переход от небольшого эскиза к большой поверхности стены. Появление техники <чистой фрески> в Риме совпало с рождением раннехристианской живописи. После долгого забвения, лишь в XIII в., она получила широкое распространение в Европе. В XIV, XV и XVI вв. техника фрески претерпела некоторые изменения, и хотя многие живописцы часто использовали техники <а секко> и <а меццосекко>, до нас дошли и примеры <чистой фрески> (произведения Джотто, Мазаччо, Гирландайо, Андреа дель Сарто, Корреджо, Микеланджело и др.). Правда, большинство фресок заканчивались по сухому ( <а секко>) и даже ретушировались маслом.

Дата публикации: 8-7-2010
Прочитано: 1780 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4