Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
вдаваться в подробности гипотез, сделанных историками искусства, пытавшимися объяснить принципы этого интересного приспособления. Итог, который подвел Роберт Клейн (1963), не позволяет сделать окончательных выводов. Очевидно только то, что с помощью . зеркала Брунеллески не смог добиться абсолютно убедительного результата, поскольку он пытался создать совершенную иллюзию реального пространства. Согласно мнению Краутхаймера (1956), перспектива Брунеллески была прежде всего методом зрительного определения расстояний и размеров. В любом случае, так была подготовлена почва для Мазаччо, который наиболее полно использовал возможности рациональной перспективы и с потрясающей силой продемонстрировал это в <Распятии> из ц. СантаМария Новелла во Флоренции. Л.-Б. Альберт> и . В середине XV в. Леон Баттиста Альберти, также архитектор, пытается синтезировать методы построения перспективы в своем трактате <О живописи>. В это время теория и практика перспективы были известны небольшому числу людей: труд Альберти будет опубликован только в начале XVI в. в Нюрнберге. Выражение <альбертиевская перспектива> означает сегодня классическую перспективу в самом строгом смысле слова. Для Альберти определение перспективы близко определению картины, которая, согласно ему, есть ничто другое, как пересечение зрительной пирамиды, с установленным центром и лучами, представленными в виде линий и цветов. Чтобы создать картину, Альберти рекомендует использовать , которая, возможно, была уже известна, по крайней мере, благодаря работам Брунеллески, и которая будет окончательно разработана тридцатью годами позже Пьеро делла Франческа в его трактате . Она станет в XVI в. единственным принятым среди интеллектуалов методом. Этот метод заключается в проецировании на картину плана и общего вида предмета. Точки, полученные таким образом, перенесенные на абсциссу и упорядоченные, являются основными при построении перспективы. Надо заметить, что центральная точка схода здесь является скорее результатом, чем исходным пунктом задачи. Относительно простая в теории, достаточно трудна для применения на практике. Поэтому художники долгое время продолжали использовать и совершенствовать приемы, наследующие традиции мастерской, которые были не известны Альберти или, во всяком случае, отвергнуты им. Вероятно, на практике перспектива строилась с помощью точки схода, о чем свидетельствует уже знакомый нам кессонированный потолок, написанный на обороте <Маэсты> Дуччо. То, что этот прием не получил быстрого распространения, объясняется тем, что он был очень ограничен в связи с отсутствием понятия о линии горизонта, которое, согласно Р. Лонги, было введено только Мазолино во фресках капеллы Бранкаччи. Двухфокусная композиция. Необходимо также отметить большую важность другой системы, которая, впрочем, в процессе разработки классической перспективы присоединится к ней. Речь идет о двухфокусной композиции с двумя боковыми точками, связанными с равноудаленными делениями

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1439 раз
-  5  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 |  5  | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]