Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
воспринимается иронично; можно вспомнить также и ясность и простоту произведений самого Леонардо, казалось бы противоречащих интеллектуальности его сочинений. Вместе с тем не следует забывать об интересе итальянских художников XV в. к искусству северных школ, и в частности к нидерландской живописи. В Нидерландах, как и во Франции, классическая перспектива, заимствованная из Италии, проявляется в более живой и непосредственной манере, лишенной сложных умственных построений. Северных художников в большей степени привлекают необычные аспекты перспективы, а не ее последовательная разработка. Так, на левой створке алтаря из монастыря Шанмоль ( <Благовещение> и <Встреча Марии и Елизаветы>, 1393-1399, Дижон, Музей изящных искусств) Брудерлам создал анаморфическое изображение небольшого архитектурного сооружения, в котором находится Мария и которое гармонично вписывается в общую композицию. Некоторые композиции Жана Фуке, который бывал в Италии (как и все художники той эпохи, использовавшие линейную перспективу), построены на выпуклой поверхности, подобной вращающейся сцене в современном театре. Возможно, он изучал эффекты выпуклого зеркала. Ян ван Эйк также размышлял над возможностями этой перспективы - в выпуклом зеркале отражаются спины супругов Арнольфини на их знаменитом портрете. Во франкофламандской живописи перспективу заменяет точное воспроизведение окружающего мира. Поэтому именно в северном искусстве, от ван Эйка до Брейгеля, особое развитие получила воздушная перспектива, при которой эффект глубины передается путем изменения тонов и ясности очертаний. Известно, что в северных странах подобный эффект в реальности часто вызван туманом. Однако в первой половине XV в. такие художники, как Мастер из Флемаля и Ян ван Эйк, тщательно выписывают дальние предметы, возможно, не так ясно, как Пьеро делла Франческа, но достаточно для того, чтобы зритель мог почувствовать их удаленность. Зритель должен располагаться на определенном расстоянии от картины; если же рассматривать картину вблизи, то эффект глубины исчезает. Во второй половине XV в. (Мемлинг) и в XVI в. (Босх, Патинир, Брейгель) художники будут стремиться воспроизвести эффекты, наблюдаемые в природе; отсюда происходит традиция голубоватых далей, которые зритель может почувствовать, находясь на любом расстоянии от картины. Расцвет классической перспективы. С XVI в. верх окончательно берет рациональная перспектива. Отныне ни один художник не может стать известным, если он явно нарушает ее законы. Это не означает, однако, что перспектива всегда играла ключевую роль. В большинстве своем художники были посредственными геометрами. Но свои скромные познания в этой области они заменяют реалистичным визуальным чутьем. Лишь немногие, подобно Дюреру, стремились изобразить человеческое тело в перспективе с помощью геометрических схем. Тем не менее маньеристы использовали всевозможные хитроумные ракурсы и стали их непревзойденными мастерами, благодаря

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1501 раз
-  9  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |  9  | 10 | 11[>]