Поиск по сайту


       



Портрет

Искусство портрета пронизывает всю историю западной живописи.
три четверти на фоне голубого неба, по которому бегут белые облака; портрет написан в тяжелом, но мощном стиле. Италия XV в. чествует своих кондотьеров в конных портретах (Андреа дель Кастаньо - <Никколо да Толентино>, 1456). Пизанелло работает в стиле поздней готики; типичным для него портретом является портрет принцессы Джиневры д'Эсте (Париж, Лувр) - поясное профильное изображение выделяется на фоне натуралистично переданной листвы. Этот еще готический вкус к декоративности приводит к отказу от реального пространства. Во второй половине XV в. поиски синтеза уступают место повествовательности. Французский портрет представлен в основном творчеством Фуке. Портрет Карла VII (Париж, Лувр) - поясное изображение в анфас на фоне двух занавесей, исполненное в полуреалистичной, полуофициальной манересоздает новый тип королевского портрета, в котором сочетается обобщенная трактовка с психологизмом. Конец XV в. ознаменовался новым этапом в развитии портретной живописи: благодаря более тесной связи между Нидерландами и Италией в Италии появилась техника масляной живописи и распространился реализм. Из портретов донаторов возникает <светский портрет>. Религиозные или античные элементы вытесняются психологизмом. Портрет перестает быть предметом роскоши, он становится доступным для буржуа, а развитие портретного искусства Антонелло предвосхищает развитие этого жанра в XVI в. В Италии выделяются три больших центраФлоренция, Рим и Север. Во Флоренции акцент ставится на декоративность. Боттичелли, самый великий портретист конца века, подчеркивает элегантность своих моделей, изображая их в профиль ( <Женский портрет>, Флоренция, Палаццо Питти). Около 1480 во Флоренции появляются поясные портреты в три четверти. Но Пьеро делла Франческа сохраняет флорентийский профиль; портреты Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца (Флоренция, Уффици) представлены на фоне пейзажа. В космополитичном Урбино сочетаются различные традиции: итальянский профиль и нидерландская манера (портрет Федериго да Монтефельтро в <Причащении апостолов> Иоса ван Гента, 1474, Урбино, Нац. гал. Марке). В Риме, христианской столице, развивается жанр посвятительно и идеализированного портрета (Мелоццо да Форлифреска <Основание Ватиканской библиотеки>, Ватикан, пинакотека). На Севере Италии развитие портретного жанра было более плодотворным, портреты пишутся поясные и в полный рост, на фоне неба и на нейтральном фоне. Венецианский поясной портрет в три четверти представлен в основном в творчестве трех живописцевДжен- тиле Беллини (портрет Екатерины Корнаро, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Антонелло да Мессина (так называемый <Кондотьер>, Париж, Лувр) и Джованни Беллини, который благодаря урокам Антонелло стал самым крупным официальным портретистом своего времени (портрет дожа Лоредана, 1505, Лондон, Нац. гал.). В Мантуе Мантенья продолжает традицию итальянского поясного портрета (портрет кардинала Меццароты, 1459, БерлинДалем, музей). Во Фландрии конец XV в. не был отмечен новыми открытиями; живописцы пользовались

Дата публикации: 2-6-2010
Прочитано: 1471 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9[>]