Поиск по сайту


       



Портрет

Искусство портрета пронизывает всю историю западной живописи.
примерами мастеров начала века. Замечательным мастером портрета был Мемлинг; в этом жанре он оказался более энергичным, чем в картинах на религиозные сюжеты (портрет Яна де Кандиды, медальера Марии Бургундской, 1478, Антверпен, Кор. музей изящных искусств). Введение семьи донатора в религиозные картины (Гуго ван дер Гус - <Алтарь Портинари>) предвещает корпоративные портреты. Во Франции конца XV в. преобладает влияние Севера; Мастер из Мулена пишет погрудные портреты Анны и Пьера де Божо. В Провансе Никола Фроман под влиянием работающих в Авиньоне нидерландских мастеров исполняет портрет короля Рене и его супруги ( <Диптих Матерон>, 1492, Париж, Лувр). XVI в. Это период расцвета портретной живописи. Типы портрета приобретают системный характер. Преобладает психологический портрет в интерьере: у Леонардо полуфигура изображена за парапетом; модель в рост у Тициана представлена между занавесом и колонной. Типов портрета очень много: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (с атрибутами божества или богини), символический (основанный на литературных произведениях). Появляются автопортреты и групповые портреты. Наконец, более разнообразной становится и техника. В эту эпоху вкусы заказчиков склоняются к хвастовству, наивному и простому у Моро, Коэльо и Поурбуса или лиричному, как в многочисленных портретах артисток и возлюбленных. В Италии вырабатывается особый тип портрета: монументальный классический портрет, который появляется в трех крупных центрахФлоренции, Риме и Венеции. Во Флоренции развивается и маньеристский портрет. Классические портреты, спокойные и монументальные, в 1500-1520 пишут Леонардо и Рафаэль, а позже Тициан. Стиль Леонардо эволюционирует от четкого и резкого (портрет Джиневры деи Бенчи, ок. 1480, Вашингтон. Нац. гал.) к <Джоконде> (ок. 1508, Париж, Лувр). Рафаэль во Флоренции, а затем в Риме уделяет большое внимание характеру портретируемого, он подчеркивает силуэт четким контуром и использует чистые цвета. Он исходит из поясных в три четверти портретов работы Леонардо, со скрещенными руками на фоне пейзажа (портреты Анджело и Маддалены Дони, Флоренция, Уффици), находит гармонию между живописцем и его моделью (портрет Б. Кастильоне, Париж, Лувр) и идеализирует модель ( <Дона Велата>, Флоренция, Палаццо Питти). Около 1530 ведущая роль в развитии портрета вновь переходит к Венеции, где Тициан в своих официальных портретах примиряет восхваление со стремлением к реальности. Портретист Карла V, он создал его портрет в рост (1533, Мадрид, Прадо). Он написал также портрет папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (Неаполь, Каподимонте) и портреты ученых (П. Аретино, Флоренция, Палаццо Питти). В Венеции сталкиваются две концепции: <официальная> (Тициан, Тинторетто, Пальма и Савольдо) и <романтическая> (Джорджоне - портреты мечтательных людей: <Портрет молодого человека>, Будапешт, Музей изобразительных искусств; и Лотто). За пределами Венеции преобладал менее официальный стиль, отражающий живое чувство жизни; он представлен в творчестве Моретто

Дата публикации: 2-6-2010
Прочитано: 1510 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9[>]