Поиск по сайту


       



Барокко

Барокко является выражением торжествующей Контрреформации и политического абсолютизма
сторону, экспансия декора, расшатывание пространства. Историк В. Л. Тапье в своей книге <Барокко и классицизм> ( , 1957) определил социологический подход к изучению барокко; он исследовал проникновение стиля ( <Торжествующий Рим>) в доманиальные области, где общество, в значительной степени состоявшее из крестьян, - сильно иерархизировано. Выводы свидетельствуют о том, что зонами наименьшего распространения стиля будут зоны с буржуазной структурой. П. Г. Менге в своей диссертации <Эстетика рококо> ( , 1966) считает, что немецкая архитектура XVIII в. относится не к барокко в собственном смысле слова, а к рококо, и предлагает новое, фактическое определение этого стиля. П. Шарпантра в своей работе <Барочный мираж> ( , 1967), хотя и не запрещает само слово <барокко>, тем не менее настаивает на его употреблении лишь в оценках нестрогого характера. Поскольку проблема определения барокко, как и его изучения, остается открытой, можно предложить следующий подход.

1. В собственном смысле слова термин <барокко>, никогда к тому же не применявшийся в XVII в., относится к архитектурному стилю, который возник в Риме и распространился во многих странах. Из архитектуры это слово перешло в скульптуру, живопись и другие формы духовной жизни эпохи.

2. Поскольку хронологические рамки барокко в разных странах различны, то принято условно ограничивать период началом XVII в. - с одной стороны, и серединой XVIII в. - с другой (из чего не следует, однако, что все, созданное в эту пору, относится к барокко).

3. Между концом Возрождения и началом барокко сегодня принято помещать эпоху маньеризма. Вместе с тем, сейчас уже получила четкое определение эстетика рококо. Подобные ограничения термина <барокко> представляются целесообразными. Барокко и Контрреформация. В начале XVII в., раздираемая религиозными войнами, Европа была перевернута вверх дном. Новые силы буржуазии и Реформации угрожают империи Габсбургов. Будущие богатые государства, такие, как Голландия, Англия, Швеция, к которым присоединяются многие торговые города и тогдашняя Франция, вопреки абсолютной монархии черпающая силу в богатстве собственной буржуазии, сталкиваются с миром, объятым блеском славы, но уже клонящимся к закату. Германия разделена на мелкие королевства, все еще сохраняющие феодальную структуру. Испанияна грани разорения изза войн Филиппа II, изгнания морисков и беспомощности своих монархов. И посреди объятой войнами Европы один лишь Рим пребывает в мире. Тамто и зарождается бароккоискусство торжествующее, но также и прославляющее: ему суждено будет запечатлеть апофеоз вселенской Церкви, которая более таковой не является. Конечно, неверно видеть в барокко лишь искусство религиозное, но нельзя и оставлять без внимания тот факт, что оно нашло распространение прежде всего в тех странах, для которых общим культурным фоном стало подчинение Тридентскому собору, и что во всех некатолических странах (например в Голландии) оно натолкнулось на живейшее сопротивление. Следует избегать прямого отождествления

Дата публикации: 28-7-2010
Прочитано: 1273 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]