Поиск по сайту


       



Реализм

Художники и реальность


РЕАЛИЗМ

Realisme Художники и реальность. Такие слова, как <реализм>, <реалист>, <реальность>, часто употребляются в повседневной жизни, однако они описывают разные степени отношения к реальности. Иногда эти термины обозначают просто тщательное наблюдение художника над моделью, будь то фигура, лицо или натюрморт, даже в тех случаях, когда эти штудии оканчиваются созданием аллегорического или религиозного произведения. Реалистичными безусловно являются такие картины, как <Адам и Ева> Яна ван Эйка (створки <Гентского алтаря>, Гент, собор св. Бавон), обнаженные Венеры Кранаха, живописные костюмы Пизанелло, Синьорелли или Дюрера, а также книжные натюрморты Мастера Благовещения из Экса, прозрачное стекло Виллема Калфа, кухонные столы Шардена, донаторы Рогира ван дер Вейдена, <Портрет старика с внуком> Гирландайо (Париж, Лувр), монахини Филиппа де Шампеня, бюргеры Франса Халса или <Портрет Л.-Ф. Бертена> Энгра (Париж, Лувр), как и другие портреты, в которых художники, начиная с эпохи средневековья, стремились передать сходство и индивидуальность модели. Но гораздо чаще термин <реализм> используется, когда художник в своих произведениях облагораживает повседневную реальность. То же относится и к <художникам реальности>, - по определению Шанфлери, - которые с проницательной серьезностью интерпретируют бытовые сцены крестьянской жизни. Так, реализм братьев Ленен, далекий от всякой претензии на социальность, основан на внимательности и усердии. И Мурильо в своих картинах с изображением нищих детей (Мюнхен, Старая пинакотека) скорее умиляется, нежели сочувствует. В том же духе исполнены и картины голландских художников XVII в.: интимизм интерьеров, где сверкает медь, где суетятся, оставаясь неподвижными, задумчивые хозяйки Питера де Хоха и Вермера. Следует упомянуть также Шардена; его крепкая и свежая <Разносчица> (Париж, Лувр) или внимательная горожанка из картины <Молитва перед обедом> (СанктПетер- бург, Гос. Эрмитаж) с искренностью и естественностью показывают нам свои мелкие ежедневные занятия. Иногда художник, предпочитающий смиренные или семейные сцены, вдруг обращается к грязному, ужасному и постыдному. Старики Стомера, грубые персонажи ван Остаде и немощные Риберы - все эти столь разные реалистические образы объединены чувством отвращения, вызванного их лишениями. Но в них нет и намека на провокацию или бунт. Совсем другой подход присущ таким художникам, как Караваджо, Гойя, Курбе. Когда силой своего гения Караваджо превращает бродяг и женщин легкого поведения в образы <высокого вкуса>, он создает не социальный манифест, но поддается удовольствию шокировать, противопоставляя простоту видения и <дно> общества религиозной морали и духовной живописи Рима XVI в. Возможно, гравюры Калло и наверняка сцены мученичеств и убийств Гойи несут в себе протест против разрушения и жестокости. Но вся великая историческая живопись хотела чтолибо значить, передавать страсти и чувство долга: <Сабинянки> Давида (Париж, Лувр), исполненные в великолепном холодном неоклассицистическом стиле, проповедуют тем не менее мир и согласие. Реализм в XIX в. В XIX в. во Франции слово <реализм> употреблялось

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 1358 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4[>]