Поиск по сайту


       



Символизм

Определение символизма
ав 1891 в Альбер Орье определил произведение искусства как <идеистическое, символическое, синтетическое, субъективное и декоративное>. В 1882 в Люсьен Рену восхвалял <онтоколоризм>, который обнажил незримый мир с помощью колористических исканий, а в 1896 Меллерио обсуждал <Идеалистическое движение в живописи>. Взаимодействие между литературным и живописным символизмом было настолько многочисленным, что большинство писателей были также страстными художественными критиками. Нередко они были связаны с музыкальными экспериментами Вагнера и Дебюсси; так, в 1885-1886 издавался специальный журнал - ). Потребность выступать против натурализма проявилась и у романистов; например, Гюисманс выступал против Золя. В свою очередь, философские теории отвергли позитивизм Опоста Конта и социализм Карла Маркса; Шопенгауэр подошел к <пессимизму>, а Бергсон советовал познавать истину с помощью интуиции. Это была эпоха христианского обновления (Гюисманс, Бурже, Клодель). Иногда духовные поиски приводили к заблуждениям; эстеты, как Жан Лоррен или Робер де Монтескью, были зачарованы праздным спиритуализмом, подчас характерным также и для Гюисманса. Упадочность и эзотеризм подвигали художников к магии; так, Пеладан основал <Орден розенкрейцеров>. Живописные тенденции французского символизма очень разнообразны. Рядом с Гюставом Моро работал Бресден, стремившийся выразить слабость и одиночество перед лицом населенной фантазмами природы ( <Добрый самаритянин>). В своих иллюстрациях Гюстав Доре мог в равной степени изображать роскошь леса и наполнять гравюры почти сюрреалистическим юмором. Одилон Редон. Человеческая тоска перед неумолимостью природы характерна и для творчества Одилона Редона. В своей чернобелой графике, рисунках и гравюрах, которые он называл <черными>, он воображал мертвенно-бледные фантомы, <злые> цветы ( <Болотный цветок>, Оттерло, музей КрёллерМюллер), ужасных животных ( <Улыбающийся паук>, 1881, Париж, Лувр). Но ему грезились также и радужные пейзажи, опаловые раковины, одинокие Пегасы, внутренние взгляды ( <Закрытые глаза>, 1890, Париж, музей Орсэ). Его выставка в гал. ДюранРюэля в 1899, которой восхищались <набиды>, стала подлинным манифестом символизма. Патологическое видение Редона простиралось до самых границ бессознательного, но художник никогда не забывал уроков Гюстава Моро. <Салонный> символизм. Некоторые официальные художники также обратились к символизму. Так, символическое значение имели акварели Эли Делоне (Нант, Музей изящных искусств), а истощенные женщины Эбера, молчаливые фигуры ЛевиДюрмера, загадочные византийские лица Эдгара Максенса, подвижные видения Анри Мартена ( <У каждого своя химера>, 1891, Бордо, Музей изящных искусств) и мимолетные заклинания Эрнеста Лорана и Анри Ле Сиданевсе это в более традиционной форме выражало жизненную боль. Подобная мечтательность характерна и для туманных работ Альфонса Осбера, античных идиллий Рене Менара, безмятежных портретов АманЖана ( <Девушка с павлином>, 1895, Париж, Музей декоративного искусства), а также для прерафаэлитовских тем Джеймса Тиссо, Армана Пуана и Рошегросса ( <Рыцарь с цветами>, 1893, Париж, музей Орсэ; преждеБезансон, префектура). Из этого вкуса к томности, искусственности, пышной растительности, обвивающим

Дата публикации: 16-5-2010
Прочитано: 3527 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10[>]