Поиск по сайту


       



Символизм

Определение символизма
Символизм



СИМВОЛИЗМ

Symbolisme Определение символизма. <Символ> может быть пластической формой, словом или мелодической фразой, но он всегда имеет возвышенное содержание. Он исходит из бессознательного, в нем отражается незримая реальность. Иногда он может просто отсылать к какойлибо духовной теме, но если он полностью проявляет мечту художника, то становится синтезом мысли и устремлений сознания. Символический знак всегда был связан с живописью. Например, магическая сила религиозного египетского искусства. Христианский символ был важным элементом средневековых и византийских фресок. Когда в эпоху Возрождения была заново открыта античность, символ стал передавать духу первостепенную идею. Так, несмотря на иконологию Рипы, все больше усложнялась иконография, связанная с символическими ценностями. О символизме можно говорить уже в отношении работ Леонардо да Винчи, <дьяволиады> Босха и эмблематических гравюр Дюрера и Альтдорфера, а также в связи с обостренным маньеризмом, метаморфозами Арчимбольдо и солярная символика в Версале. Однако правильнее кажется использовать термин <символизм> в определенном историческом смысле, освобождающем его от пространных эстетических эпитетов. Таким образом, символизм второй половине XIX в. - это идеалистическое направление в искусстве, противостоящее научному позитивизму и буржуазному натурализму. Прогресс науки, развитие индустрии и техники, коммерческая лихорадка и рождение социализма повлекли за собой сложение литературного натурализма и художественного реализма, которые пришли к академическому веризму и импрессионизму. Но символизм отражал также и глубокую тоску о смысле жизни и судьбе человека, о духовной потребности и нужде писателя или художника в новом боге. Эта историческая локализация термина точно соответствует его появлению в литературе, когда он объяснял мечты и поиски теоретиков и поэтов. Бодлер первым попытался исследовать глубину человеческой души, скрытые страхи, тревожащие сердце ( <Цветы зла>, 1857). Определяя свою поэзию и поэзию Эдгара По, он говорил о символизме и сверхнатурализме. Предшественники. В изобразительном искусстве источники символизма лежат в некоторых аспектах живописного и литературного романтизма, в котором уже появились странные темы, поэтические аллюзии и душевные вихри. Мистицизм символистов ведет свое происхождение от назарейцев, а страсть к таинственному и волшебному - от немецких романтиков. Под влияние ЖанПоля и Новалиса такие художники, как Каспар Давид Фридрих ( <Монастырское кладбище>, 1819, Берлин, Нац. гал.), Филипп Отто Рунге ( <Утро>, 1808, Гамбург, Кунстхалле), М. фон Швинд и Людвиг Рихтер по своей идеалистической мечтательности были очень близки символистам. Прерафаэлиты. Первые проявлением символизма можно считать возникновение в Англии в 1848 <Братства прерафаэлитов>, созданного Россетти и Миллесом. Английская живопись уже знала фантастические акварели Фюсли и Уильяма Блейка, колористические опыты Тёрнера, романтические заклинания Френсиса Дэнби и Джона Мартина,

Дата публикации: 16-5-2010
Прочитано: 3382 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10[>]